Вернуться к событиям

Городские электрички и единая транспортная сеть: каким станет Петербург через 10 лет

26 ноября 2019
Renderimage %281%29

К 2030 году РЖД планируют пересадить граждан на электрички, чтобы развивать пассажирские перевозки как внутри Петербурга, так и в пригородах. Отразится ли это на девелоперской карте Петербурга, какие локации выиграют от подобных нововведений и как изменятся цены на жилье, узнал Новострой-СПб.

Городские электрички: планы по развитию сети

При разработке проекта развития транспортной инфраструктуры Петербурга на вооружение был взят успешный опыт создания Московского центрального кольца (МЦК) ­­– сети городских электричек, объединенной с метрополитеном, где есть 31 транспортно-пересадочный узел (ТПУ). Движение по МЦК открылось в сентябре 2016 года.

Электрички ходят каждые 5-10 минут. В будние дни курсируют 177 пар поездов «Ласточка», в выходные ­­– 150. Сейчас в планах «обновление» окрестных промзон: строительство новых жилых домов, а также торговых и деловых центров.

Концепция развития транспортного узла Санкт-Петербурга тоже весьма масштабна. Срок ее реализации намечен на 2030 год. К этому времени планируется существенно увеличить пригородные и внутригородские пассажирские перевозки и создать интегрированную сеть общественного транспорта. Это суровая необходимость: по расчетам специалистов, количество пассажиров возрастет к обозначенному сроку в 1,8 раз и достигнет не менее 142 млн человек.

Предполагается, что городские электрички разгрузят улично-дорожную сеть, свяжут исторический центр с курортными зонами и обеспечат доступность аэропорта Пулково практически из любой точки города и ближайших пригородов.

Будут созданы два транспортных полукольца, дублирующихся в южной и центральной части города: Ораниенбаум – Белоостров и Ораниенбаум – Токсово. В рамках проекта появятся 9 новых ТПУ, а также будут построены Юго-Западный и Северо-Восточный железнодорожный обходы для грузовых поездов. На линии Ораниенбаум-Белоостров движение начнется, собственно, от Ораниенбаума до станции Сосновая Поляна, потом будет сделан крюк в сторону аэропорта Пулково.

Далее маршрут проследует по пересадочным узлам и остановкам в районе станций метро «Броневая» (она пока в процессе строительства), «Электросила», «Волковская», «Ладожская», «Лесная», «Черная речка», «Старая деревня». Затем ветка пройдет через Лахту, Сестрорецк и завершится в Белоострове. На ней будет 38 остановок. Предполагаемый интервал движения составит 10 минут, длина пути – почти 110 километров, время в дороге ­­– 2 часа 18 минут.

Второй маршрут, Ораниенбаум-Токсово, схож с первым, только без заезда в аэропорт. От «Ладожской» он выйдет к ж/д станции «Пискаревка», а после направится к метро «Девяткино» и в сторону Токсово. Из-за этого дорога выйдет короче, всего 73 километра. Остановок будет 29, время в движении – 1 час 32 минуты.

Первый этап проекта, касающийся развития железнодорожного узла Санкт-Петербурга, был представлен в Смольном в начале сентября. Завершить его хотят до 2024 года. Он предусматривает внесение серьезных изменений в работу действующих вокзалов.

Предполагается, что Витебский станет центральным узлом для электричек большинства пригородных направлений, Московский оставят только для движения скоростных поездов (составы дальнего следования будут перенаправлены на ТПУ Волковская), а Ладожский вокзал станут использовать для пересадки пассажиров, следующих маршрутом Москва-Хельсинки. Окончательный вариант плана с проработкой всех деталей будет разработан до конца 2019 года, говорится на сайте ОАО «РЖД».

Не будет ли транспортного коллапса

По мере строительства будут развиваться все близлежащие локации, а новые ТПУ обязательно станут прирастать инфраструктурой – жилой, деловой, коммерческой. Вокруг них постепенно начнут формироваться свои агломерации.

Но может возникнуть проблема: чем больше удобных пересадочных узлов и остановок, тем больше поблизости жилых кварталов. А вместе с ними – людей и машин. Не спровоцирует ли это транспортный коллапс? Готовы ли будут петербуржцы отказаться от личных автомобилей (а значит, и от своего комфорта) в пользу пересадочных узлов, пусть даже самых продуманных и логичных?

Эксперты считают, что появление удобного общественного транспорта в непосредственной близости от жилых домов всегда оценивается как положительное явление.

Ведь не всегда и не у всех есть возможность воспользоваться автомобилем. Кроме того, регулярно ведутся разговоры о введении ограничения автомобильного движения в мегаполисе, особенно в центре. И на этом фоне общественный транспорт приобретает особую значимость, полагает Ольга Ульянова, директор департамента рекламы и маркетинга ГК «Полис Групп».

«Мировой опыт показывает, что подобные проекты пользуются спросом у населения, если они действительно эффективны и выполняют те функции, которые на них были возложены. Во многих городах Европы именно железнодорожное сообщение является приоритетным. Этот способ передвижения более скоростной, он не зависит от трафика и позволяет увеличить пассажиропоток. Так что Петербург вряд ли станет исключением из общего правила», — Алексей Бушуев, директор по продажам Seven Suns Development.

Отразится ли проект на девелоперской карте города

Санкт-Петербургу необходимы дополнительные пути сообщения, которые свяжут между собой центральные и пригородные зоны, уверены эксперты. Реализация данного проекта откроет хорошие перспективы для развития транспортной инфраструктуры города, который из года в год все дальше разрастается далеко за КАД.

Уже сейчас аналитики прогнозируют увеличение объема жилищного строительства в прилегающих к железной дороге районах до 69 млн кв. м, а площадь коммерческой застройки – до 2,5 млн кв. м.

Впрочем, считает Алексей Бушуев, ориентироваться на данные дорожные планы еще рано. Нужно сначала посмотреть, как и в какие сроки будут реализованы первые этапы этого проекта.

Эту точку зрения разделяют специалисты ГК «Полис Групп»: при планировании будущего строительства и выборе участков под застройку, они будут смотреть, в первую очередь, на рентабельность проекта.

«Перспектива появления магистралей, железнодорожных веток и станций метрополитена сразу повышает инвестиционную привлекательность территории. Но истинные сроки реализации проекта неясны. Конечно, данный повод станет повышающим фактором для собственников земли и другой недвижимости. Они захотят использовать этот аргумент для переоценки своей собственности на переговорах с покупателями», — Ольга Ульянова, директор департамента рекламы и маркетинга ГК «Полис Групп»

Влияние проекта на девелоперскую карту города обязательно произойдет, но не молниеносно, уверен Дмитрий Ефремов, руководитель аналитического центра «Главстрой Санкт-Петербург».

Оно может возрастать с прохождением ключевых точек проекта: утверждение концепции, получение заключения экспертизы, формирование бюджета. Планомерного роста цен на земли, находящиеся рядом с новыми ТПУ, можно ожидать после начала активной стадии реализации проекта.

Какие локации выиграют, и поможет ли Ленобласти полукольцо

От появления транспортных полуколец выиграет как Петербург, так и Ленобласть. Когда железная дорога соединит все линии метро, горожане без проблем смогут добираться практически откуда угодно в любую часть города, довольно точно рассчитав при этом время в пути.

Сейчас, планируя поездку из отдаленного спального района в аэропорт, нельзя быть уверенным в том, что на дорогу хватит 1,5-2 часа: могут быть серьезные пробки. А спускаться с чемоданом в подземку непросто: это и неудобно, и далеко не везде есть станции метро в пешей доступности.

При организации интермодального сообщения (когда используется несколько видов транспорта, а на всем пути нередко устанавливается единый тариф) таких проблем не будет. Появятся удобные маршруты между городом и аэропортом Пулково, популярное Сестрорецкое направление станет более доступным. Получит преимущество и «Лахта-центр», который уже сейчас считается важнейшим бизнес-кластером Петербурга.

Курортные зоны и исторические достопримечательности региона будут соединены единой транспортной сетью, и это очень хорошо, считает Алексей Бушуев.

В проект включено развитие маршрутов между Петербургом и Гатчиной, Павловском, Тосно, Всеволожском, предусмотрено также увеличение движения на таких востребованных направлениях, как Зеленогорск, Токсово, Выборг, Красное Село, Ораниенбаум и Волхов. Все они, безусловно, выиграют от такой интеграции.

«Исходя из опыта Москвы, можно сказать, что подобные транспортные проекты повышают интерес потенциальных покупателей как к удаленным локациям, так и к уже обжитым», — Александр Гиновкер, генеральный директор агентства недвижимости «Невский Простор»

Однако сейчас ситуация в пригородах не самая лучшая. Они давно нуждаются в качественном развитии. «Но главная проблема там не столько в транспорте, сколько в точках приложения труда», – комментирует Дмитрий Ермышев, руководитель Buro estate consult.

«Люди оттуда стекаются в город, что создает пробки и маятниковую миграцию. Поэтому спрос на жилье в Ленобласти пока стабильно падает. Покупатели поняли, что им некомфортно тратить на дорогу несколько часов. При этом количество личного транспорта снижается: из-за пробок ездить на нем неудобно, а без него в области очень тяжело. Соответственно, для того, чтобы Ленобласть развивалась, необходимо переносить туда рабочие места. Пока предпосылок к этому нет. Но когда люди увидят, как транспорт развивается, что он чистый, приятный, и пользоваться им также удобно, как в Европе, то это может в корне изменить ситуацию. Но для начала надо построить всю инфраструктуру», – говорит эксперт.

«Реализация данного проекта требует огромного количества ресурсов – как человеческих, так и финансовых. И при оценке возможностей необходимо учесть, хватит ли средств на строительство и содержание», — Алексей Бушуев, директор по продажам Seven Suns Development.

Вырастут ли цены на жилье

Несмотря на то, что сегодня технологии позволяют предложить пассажирам городских электричек высокий уровень комфорта и хорошую скорость передвижения, этого недостаточно для резкого роста цен на недвижимость в местах расположения транспортно-пересадочных узлов.

Не менее важно, чтобы все новые маршруты отличались продуманностью, учитывали уже действующую инфраструктуру и предусматривали возможность ее расширения – с возведением перехватывающих парковок и эстакад. Вот тогда спрос на квартиры в новостройках, расположенных поблизости, станет расти, а вместе с ним и цены за квадратные метры.

Немаловажно и само качество проведения работ. Строительство бесстыковых железнодорожных путей в сочетании с шумовыми экранами позволит минимизировать воздействие на жилые районы. И в случае применения таких решений ликвидность недвижимости вблизи большинства маршрутов повысится, считает Дмитрий Ефремов.

«Любое улучшение транспортной ситуации влияет и на спрос, и на цены. Однако сейчас говорить о конкретных проектах, локациях и возможном росте стоимости рано, так как данный проект представляется пока весьма сырым», — Александр Гиновкер, генеральный директор агентства недвижимости «Невский Простор»

При этом, отмечает Александр Гиновкер, не нужно забывать, что иногда развитие локации приводит к обратному эффекту, когда непосредственное соседство жилых комплексов с транспортной инфраструктурой делает их менее привлекательными для покупателей.

Оригинал статьи: https://www.novostroy-spb.ru/statyi/gorodskie_elektrichki_i_edinaya